В современном мире, особенно в близком мне IT, самыми ценными ресурсами являются люди и от эффективность управления людьми ими зависит успех всего предприятия.

Поясню на простом примере. Хороший компьютер для разработки стоит $2000 и будет работать 3 года, примерно туже сумму разработчик ориентировочно получает сейчас в месяц (курс доллара, напоминаю, 80 рублей) плюс налоги, плюс аренда офиса, соц. пакет и т.д., и т.п. Таким образом, неэффективное использование сотрудника наносит гигантские убытки компании.

В силу этого навык любого руководителя в IT и схожих с ним областях состоит из двух важных частей: обеспечить работника необходимым ресурсами, чтобы он не тратил время попусту, и грамотно управлять им.

Существует несколько моделей управления. Повсеместно встречающимся является стиль «никакой» — человек, ставший руководителем, просто управляет, не задумываясь над тем, как он это делает. При этом он может интуитивно придерживаться более-менее правильных и разумных принципов и достигать приличных результатов, а может не достигать и становиться героем форумных обсуждений под названием «все менеджеры — мудаки». У задумывающихся над управлением самыми распространенными являются два стиля: демократический и авторитарный. Они тоже часто дают определенный результат, но могут вызывать ужасные последствия. Хорошим профессионалам не нравится, когда им директивно указывают, а если дать свободу и демократию активным новичкам, то постройка очередного сферического велосипеда становится практически неизбежной.

К разным работникам надо относиться по-разному.

Хороший управленец должен в каждой ситуации использовать наиболее подходящий стиль управления, такой подход называется ситуационным управлением. Согласно этому подходу к разным работникам надо относиться по-разному, более того, управлять одним и тем же человеком в разных ситуациях тоже надо по-разному.

Управлять одним и тем же человеком в разных ситуациях надо по-разному.

Итак, повторим еще раз: наилучшего универсального стиля руководства нет. В любой ситуации прежде чем действовать, надо остановиться на минуту, подумать и выбрать подходящий стиль управления для данного конкретного случая.

Ситуационная модель руководства предлагает использовать четыре стиля руководства, являющиеся комбинацией двух основных типов действий, к которым может прибегать менеджер, пытаясь влиять на подчиненных, — командования и поддержки:

  1. Командный – руководитель дает точные и конкретные указания, а затем пристально следит за выполнением заданий. Свобода действия подчиненным не предоставляется.
  2. Наставительный – руководитель продолжает давать указания и пристально следить за выполнением заданий, но также объясняет свои решения, предлагает подчиненному высказывать свои рекомендации и поддерживает прогресс.
  3. Поддерживающий – руководитель содействует и помогает своим подчиненным в их усилиях по выполнению заданий и делит с ними ответственность при принятии решений.
  4. Делегирующий – руководитель делегирует подчиненным всю ответственность за принятие решений.

Соотношение уровней командования и поддержки при каждом стиле управления показано в табличке:

Стили руководства в ситуационной модели управления

Действия, которые руководитель совершает при командовании можно охарактеризовать следующими словами: порядок, организация, обучение, надзор. По-другому это можно сформулировать так: односторонние, директивное общение – руководитель говорит что, когда, где и как ему делать, а затем внимательно следите за работой. Менеджер говорит в чем состоит цель и как должна выглядеть хорошо выполненная работа. Навязывает подробный план и способ выполнения задачи. Фактически руководитель сам решает проблему, а подчиненный лишь реализует его идеи.

Наоборот, действия руководителя при поддержке характеризуются словами: хвалить, выслушивать, спрашивать, объяснять и содействовать. Управленец поддерживает усилия своих подчиненных, выслушивает их предложения, способствует их взаимодействию с другими сотрудниками. Цель руководителя в этих действиях – это поддерживать высокий уровень мотивации подчиненных, для этого он их поощряет и хвалит. Менеджер не навязывает способы достижения цели, а помогает людям находить решения самим, задавая вопросы, расширяющие кругозор и побуждающие пойти на риск.

Ситуационное руководство базируется на трех основных управленческих навыках:

  1. Диагностика. Навык диагностировать проблемы людей, с которыми работаете, для того чтобы определить подходящий стиль руководства в каждой ситуации.
  2. Гибкость. Умение гибко использовать различные стили руководства при общении с подчиненными.
  3. Партнерство. Уметь договариваться со своими подчиненными о том, какой стиль руководства предпочтителен для них.

Об всех этих навыках читайте в нашем следующих постах. Статья про существующие типы сотрудников и управлении ими уже на следующей неделе.

Все новости сайта в телеграм канале: @CTO_in_Action

Добавить комментарий